11 месяцев: особенности развития ребёнка. стоим без опоры
Содержание:
- Готовность малыша к становлению на ножки
- Педиатры и детские неврологи считают, что причина ходьбы на носочках:
- А наш уже ходит…
- Учим малыша вставать
- Ходунки
- Когда ребенок должен стоять, вставать?
- Необходимые стадии раннего развития
- Когда ребёнок начинает стоять преждевременно
- Тренируем ходьбу
- Подготавливаем малыша встать
- Два года: плановый осмотр
- Что такое ходунки?
- Обязательны ли ходунки?
- Особенности физического развития
- Когда ребенок начинает стоять на ножках?
- Ходунки и прыгунки
- Комаровский не рекомендует
- Упражнения для стимулирования вставания
- Как помочь ребёнку встать
Готовность малыша к становлению на ножки
В среднем родители должны ориентироваться на возраст ребенка и не пытаться помогать ему становиться на ноги раньше девятого месяца жизни. Но не все дети развиваются с одинаковой скоростью, одни готовы вставать чуть раньше, другие чуть позже.
Признаки готовности
При определении признаков готовности необходимо учитывать следующие факторы:
- Генетический. Когда один из родителей встал на ноги слишком рано или, наоборот, поздно, следует ожидать того же и от малыша. Кроме того, повышенный вес ребенка также немного притормаживает готовность младенца стоять;
- Наличие общих заболеваний. Врожденные или приобретенные патологии, вирусные инфекционные заболевания всегда сказываются на развитии ребенка. Такие малыши встают позже;
- Цикличность физического и психического развития. В развитии ребенка изменения происходят скачками, медленно накапливаясь. Когда малыш делает успехи в произнесении первых слов, увлечен игрушками, то есть занят интеллектуальной деятельностью, он может на какое-то время оставить попытки вставать и вообще двигается меньше. Затем, наоборот, наступает период повышенной физической активности;
- Мотивированность. Заключается в желании малыша встать на ножки самостоятельно. Для этого можно заинтересовать его, положив игрушку вне досягаемости, чтобы малышу потребовалось совершить какие-то дополнительные движения, чтобы ее достать.
Важно! При некоторых заболеваниях (например, ювенильный артрит) родители не должны решать самостоятельно ставить ребенка без консультации у специалиста
Разница для девочек и мальчиков
Здесь нет однозначного мнения. Большинство специалистов говорит, что никакой разницы нет, все зависит от физического состояния малыша. Другие – советуют ставить девочку немного позднее, чем мальчика, в среднем на 1 месяц.
Возраст постановления ребенка на ножки
Если родители замечают готовность, а главное – огромное желание малыша встать, то они часто задумываются: не рано ли, во сколько месяцев здоровый ребенок встает на ножки без угрозы навредить своему правильному развитию, и когда наступает время помогать ему?
Не нужно подавлять активность малыша и постоянно укладывать или усаживать его при попытках встать. Достаточно будет самим родителям избавиться от попыток поставить его. Долго продержаться на ногах он все равно не сможет.
Когда ребенок достиг примерно 8 месяцев, иногда и раньше, и проявляет частое желание стоять, задача родителей – поддерживать его при этом подмышки, стараясь не допускать длительной нагрузки на ножки и позвоночник ребенка.
Педиатры и детские неврологи считают, что причина ходьбы на носочках:
Родовая травма
Одним из дефектов является младенческая расщелина позвоночника, при которой позвонки не полностью охватывают сырые нервы. При травме шейного отдела существует ряд неприятностей
Такой ребенок имеет проблемы с успеваемостью, страдает плохой памятью, ему тяжело сконцентрировать свое внимание на предмете. Эта самая расщелина и вызывает потребность ходить на носочках
Доктор Никонов
Мое мнение: на походку ребенка влияют только мышцы. Если мышцы растягиваются до нормы, то какие бы травмы позвоночника не были, ребенок ходил бы правильно. Расщелина уже была внутриутробно и организм ребенка, чтобы родиться живим, “укрепил” мышцы отеком. Отек в мышцах не дает возможности сдвинуть кости позвоночника ребенка. В противном случае, кости позвоночника разошлись бы во время родов.
Делая воздействие на мышцы методом Никонова детям, которые ходят на носочках, я заметил, что диагнозы, которые ставят неврологи, не влияют на восстановительный процесс в мышцах.
Гипертонус мышц
Для поддержания определенного положения тела требуется напряжение и расслабление различных мышц.
Неврологи и ортопеды считают, что контролирует силу напряжения и расслабления центральная нервная система. Мышцы реагируют на сигналы, которые поступают из головного мозга в виде нервных импульсов. Когда в мышцах осуществляется большое напряжение, то возникает гипертонус мышц, который, с точки зрения неврологов, диагностируется по следующим признакам:
- Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях.
- Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты и повернуты ладонью вниз в предплечьях.
- При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей.
Доктор Никонов
Мое мнение: мышцы в гипертонусе находятся в позе эмбриона для того, чтобы ребенок мог развиваться нормально до периода рождения. Гипертонус – это обычное и нормальное состояние мышц плода в утробе матери. Если же он исчезает, ребенок выпрямляется из позы эмбриона, встает, и, отталкиваясь от стенки матки ножками, рождается недоношенным.
После рождения ребенка данное состояние мышц полностью исчезает к шести месяцам.
Педиатры и детские неврологи не знают о мышечном отеке, наедающем мышцам свободно двигаться продолжают считать, что проблема в физическом отставании детей в гипертонусе (которого нет). В результате ребенок как ходил, так и будет ходить на цыпочках.
Пирамидальная недостаточность
Детские неврологи: пирамидальная недостаточность названа так из-за того, что клетки ствола головного мозга имеют пирамидальное строение. Нарушение приводит к возникновению гипертонуса мышц конечностей, а именно, мышц стопы и икр. О наличии данного диагноза судят по таким признакам:
- Запрокидывание головы.
- Дрожание подбородка.
- Тремор рук, неспособность хватать и удерживать предметы.
У ребенка замедляется физическое развитие, он позже начинает садиться и вставать.
https://youtube.com/watch?v=8EJ6SqLUpeo
Доктор Никонов
Мое мнение: хождение – это акт работы мышц. Если мышцы полностью растягиваются, то ребенок ходит правильно. Если какая-то группа мышц растягивается не полностью, то ребенок будет ходить на носочках вынужденно, чтобы не вызвать болевое ощущение от растягивания отекшей мышцы.
https://youtube.com/watch?v=PCPjFBRpuHA
Подпишитесь на каналы
Канал клиники
Личный канал
Энцефалопатия
Неврологи считают, что при диагнозе энцефалопатия дети ходят на носочках, объясняя их походку гипертонусом, который возникает из-за проблем в головном мозге.
Доктор Никонов
Мое мнение: при энцефалопатии нет анатомических изменений в головном мозге ни при обследовании УЗИ, ни при обследовании МРТ. В мышцах стоп имеется отек, который, при постановке ноги на полную ступню вызывает боль. Поэтому ребенок вынужден ходить на носочках.
https://youtube.com/watch?v=pWXBWCh-sqs
Деформация ступней
Детские неврологи: одна из наиболее тяжелых деформаций стоп, трудно поддающаяся лечению, — врожденная плоско-вальгусная стопа с вертикально расположенной таранной костью («стопа-качалка”). В основе этой патологии лежат нарушения взаиморасположения таранной, пяточной и ладьевидной костей. У детских неврологов и ортопедов нет мнения по поводу причин возникновения этой патологии.
Доктор Никонов
Мое мнение: начинаю убирать отек из мышц спины и голени – походка на носочках постепенно исчезает. Ребенок полностью встает на ступню во время хождения или бега.
К деформациям стоп относят: идиопатическую ходьбу на носках, “конскую стопу”.
Подпишитесь на каналы
Канал клиники
Личный канал
А наш уже ходит…
Часто от родителей можно услышать, как родители гордятся тем, что их ребенок сел или начал ходить раньше положенного срока. Известный детский педиатр Комаровский Е.О. предупреждает – не следует помогать ребенку в освоении этих навыков, дабы не причинить вред его здоровью в будущем!
Вертикальное положение тела дает большую нагрузку не только на неокрепшие ножки, но и кости таза, позвоночник. Поэтому чем дольше у ребенка будет период ползания – тем лучше для укрепления позвоночника и ног.
Природой задумано так, что пока тело ребенка не будет готова к таким нагрузкам, он не сможет самостоятельно сесть или стоять. А вот при помощи родителей, дети с удовольствием стоят у опоры или сидят. Однако, несмотря на радость ребенка, его мышцы еще не готовы удерживать вес его тела и такая нагрузка может деформировать хрупкие косточки и добавить проблем со спиной во взрослой жизни.
Учим малыша вставать
Родители должны понимать, насколько важно, правильное и своевременное физическое развитие малыша. Поэтому они могут принимать активное участие в процессе взросления крохи, стимулировать его к совершению новых достижений, развивать двигательную активность ребёнка
Есть ряд рекомендаций и упражнений, которые поспособствуют достижению цели (научить малыша вставать самостоятельно):
Важно делать ребёнку массаж и простые гимнастические упражнения. Обязательно посвящайте этому время в дневном распорядке малыша, лучше до обеда.
Вы можете приучать карапуза к необходимости удерживать своё равновесие
Для этого вам понадобится поднимать ребёнка в вертикальное положение, удерживать его, а потом ненадолго отпускать, этого будет достаточно, чтоб малыш понял, что нужно удерживать себя в пространстве.
Лучше, если процесс приучения будет постоянно находиться в одном и том же месте, например в кроватке или возле неё.
Убедитесь, что место, где вы стимулируете ребёнка подниматься на ножки достаточно безопасное. Не забывайте, что в первые разы малыш, скорее всего, будет падать на попку.
Важно показать карапузу, что он может подниматься, держась за опору. Важно, чтоб в роли опоры выступало что угодно, но только не мамины руки. Малыш должен понимать, что это его самостоятельный путь и стоять он должен сам, без чьей либо помощи.
Когда ребёнок научится вставать у низкой опоры, дайте ему возможность совершить подобные действия и при более высокой опоре.
Если малыш уже стоит, держась за опору, можно предложить ему взять что-то в ручки, например любимую игрушку. Карапуз к ней потянется и отпустит для начала одну ручку. Потом можно будет дать ему две игрушки, ребёнку понадобится задействовать обе руки. Так он облокотиться на опору, не держась при этом руками.
Очень часто, поднявшись, малыш боится садиться. Мамино присутствие в этот момент просто необходимо. Можно облегчить данную ситуацию, положив яркую игрушку возле малыша на полу. Ребёнок попытается к ней дотянуться и присядет. Конечно, в первое время мама должна подстраховывать карапуза.
Прочитав эту статью, вы узнали, когда в жизни ребёнка наступает время подняться на ножки, поначалу держась за опору, а потом и самостоятельно стоять. Помните, что вы можете стимулировать эти начинания. Однако, не стоит думать, что без подобных действий малыш не научится вставать, всему своё время и когда ваш карапуз будет достаточно готов, физически окрепнет и созреет, тогда и поднимется на прямые ножки. Этот момент запомниться надолго в вашей памяти, ведь мы так радуемся, когда наши детки делают успехи.
Ходунки
Очень часто, когда малыш научился принимать вертикальное положение, мамам хочется, чтоб карапуз поскорее начал ходить. С этой целью покупают ходунки. Считается, что они не только стимулируют малыша начать самостоятельно передвигаться, но также дают возможность находиться возле мамы и ходить за ней хвостиком, у ребёнка появляется новое развлечение.
Однако, есть приверженцы того, что ходунки не играют положительную роль в развитии малыша, кроме того, они могут тормозить его развитие, ведь ребёнок может решить, что ему так гораздо удобнее передвигаться, зачем ещё прикладывать свои усилия и ходить самостоятельно. Всё должно быть естественно и карапуз сам начнёт ходить, когда придёт время.
Так, что каждой мамочке придётся самостоятельно принимать решение, что для её ребёнка лучше.
Когда ребенок должен стоять, вставать?
В 8 месяцев ребенок самостоятельно встает, держится у опоры и переступает с ножки на ножку. В 9 месяцев здоровый ребенок должен хорошо стоять у любой опоры. Если ребенка, мальчика, девочку держать за две ручки, то он уже уверенно переступает с ножки на ножку. В 10 месяцев ребенок в норме уже хорошо стоит, а также ходит у опоры, если держится за нее одной ручкой. Может с опорой спускаться и подниматься с невысокой лестнички. В 11 месяцев самостоятельно уверенно стоит, ходит, немного придерживаясь за опору, делает 3 – 5 шагов без опоры. В 12 месяцев (1 год) малыш самостоятельно без поддержи и опоры начинает ходить. Если Ваш ребенок укладывает в эти возрастные нормы, то никаких поводов для беспокойства у родителей быть не должно. Если ребенок отстает от этих показателей, то у него задержка моторного развития, которую нужно обязательно лечить.
Необходимые стадии раннего развития
Среди разнообразной литературы по детскому развитию существуют комплексы упражнений, помогающие малышу укрепить мышцы спины и ног, чтобы своевременно научиться стоять, а затем и ходить. Безусловно, этому предшествуют следующие стадии раннего развития ребенка, подготавливающие его к самостоятельному вставанию:
- Примерно в три месяца младенец учится поднимать голову, лёжа на животе. Он с интересом осматривает окружающее пространство, кажущееся ему незнакомым с новой позиции.
- В четыре-пять месяцев ребенок начинает сам переворачиваться со спинки на живот.
- К полугоду дети делают попытки ползти и примерно к семи месяцам обучаются этому первому для них способу самостоятельного передвижения.
- В возрасте около восьми месяцев детский опорно-двигательный аппарат становится способным к поддерживанию вертикального положения тела.
- К девяти месяцам дети начинают ходить с опорой на твердую поверхность, а потом и за руку.
- Примерно к году малыш делает первый самостоятельный шаг.
На изображении ниже видно во сколько месяцев ребенок начинает стоять на ножках с опорой — в возрасте около 10 месяцев.
Дети отличаются друг от друга в силу индивидуальных особенностей телосложения и характера. Чаще встречаются любознательные карапузы, с интересом воспринимающие всё новое и старающиеся как можно быстрее применить свои двигательные навыки. Поэтому в норме дети начинают самостоятельно вставать на ноги около 8 месяцев и к 10 делают это вполне уверенно.
В целом, если видно, что дитя старается хвататься ручками за перекладину, бортик кровати, колени или сиденье дивана и подтягиваться — значит, пришло время для вставания.
Когда ребёнок начинает стоять преждевременно
Известны случаи, когда некоторые детки совершают первые попытки подняться гораздо раньше общепринятых норм. Не всегда это плохо. Если ваш малыш научился сидеть раньше сверстников, вполне ожидаемо, что и вставать он начнёт раньше. Если вашему ребёнку уже больше, чем полгода, то не стоит препятствовать начинаниям крохи. Вы должны понимать, что малыш всё равно будет пытаться встать, и вы не в силах контролировать его 24 часа в сутки. А вот вставание на ножки до достижения шестимесячного возраста не допустимо, такими действиями карапуз нарушит правильное развитие опорно-двигательного аппарата и сможет нанести непоправимый вред своему здоровью
Именно поэтому очень важно стимулировать ребёнка к ползанью, показывать, что он может перемещаться по квартире в любой уголок, а вставать вертикально — пока нет надобности
Тренируем ходьбу
Во сколько месяцев нужно начинать занятие гимнастикой с элементами выставления на ножки и можно ли месячного ребенка подвергать таким нагрузкам? Заниматься с ребенком гимнастикой можно и нужно с самого рождения!
У детей первого месяца жизни можно наблюдать «рефлекторную ходьбу». Если взять ребенка под мышки, поддерживая его вес на весу и слегка наклонить вперед, то малыш начнет рефлекторно перебирать ножками, как будто ходит
При этом важно контролировать, чтобы ребенок лишь слегка касался поверхности, а основной его вес приходился на руки родителей. Для понимания того, как выполняется это упражнение, просмотрите видео
https://youtube.com/watch?v=ItA1ftjhE4E
Регулярное выполнение данного упражнения впоследствии позволит быстрее освоить навыки ходьбы
Однако здесь важно не упустить время. Рефлекторная ходьба, если ее не практиковать, у ребенка к 2-3 месяцам исчезает
Для гармоничного развития ребенка практикуйте следующие упражнения:
- Рефлекторая ходьба;
- Выкладывание на животик;
- Рефлекторное ползание;
- Рефлекторное разгибание позвоночника;
- Упражнения на фитболе и др.
Подготавливаем малыша встать
Некоторые мамы считают, что для успешного вставания малышу нужны сильные руки, но только этого мало. Ребенок должен не только крепко держаться за опору, но и удерживать свое тело в вертикальном положении. А в будущем малыш должен стоять без опоры. Для этого рекомендуется выполнять такие упражнения:
- Ребенка, который уже вполне уверенно сидит, можно посадить на слабо накаченный фитбол. Он будет постоянно норовить уйти из-под ребенка, поэтому малышу придется удерживать равновесие. Равновесие – главный навык при вставании.
- Когда простое удерживание равновесия уже освоено, попробуйте слегка раскачивать ребенка взад-вперед и слегка отпускать, но не забывайте страховать малыша.
- Вставание у опоры необходимо поощрять.
- После освоения вставания у опоры, можно ребенка сажать перед собой и стимулировать его к самостоятельному подъему без поддержки. Сначала малышу будет нелегко, поэтому необходимо ему помогать.
Соблюдайте два главных правила – нужно всегда хвалить и быть бдительным.
Два года: плановый осмотр
2–2,5 года – время, когда стоит впервые посетить ортодонта. В этот период уже должны вырасти все молочные зубы. Врач может диагностировать нарушения молочного прикуса, если они есть. Но для начала лечения слишком рано: пока что врач порекомендует только наблюдение.
Сформировался молочный прикус? Пора к ортодонту
Если удается обнаружить причину нарушения прикуса, то врач порекомендует обратиться к другому специалисту. Например, если прикус развивается неправильно из-за плохой осанки, нужно посетить ортопеда и далее выполнять его назначения. Массаж, ЛФК в этом возрасте помогут скорректировать проблему с позвоночником и тем самым способствуют правильному развитию челюстных костей. Иногда проблемы с прикусом возникают из-за врожденных аномалий строения челюсти – если проблема не была диагностирована ранее, то нужно будет обратиться к детскому хирургу.
Что такое ходунки?
Детские ходунки — это устройство в виде круглой рамы с сиденьем и колесиками. Ребенок находится внутри. Малыш перемещается за счет опоры своего корпуса на сиденье и движения ножками.
Ходунки оснащены развивающими элементы на панели в виде кнопок, ручек, телефона или минируля.
Вредны ли ходунки?
https://youtube.com/watch?v=3vuFbhYpY2c
Педиатры считают, что ребенок должен пройти все стадии развития самостоятельно. Сначала малыши учатся переворачиваться, затем сидеть и ползать и только после этого ходить. Каждый этап происходит тогда, когда организм малыша готов к этому.
В ходунках ребенок зафиксирован в вертикальном положении, не может сесть или встать сам. Устройство искусственно стимулирует малыша к ходьбе. Это дает нагрузку на неокрепший позвоночник и может в будущем привести к проблемам со здоровьем.
Почему стоит использовать ходунки:
- Ходунки удобны для взрослых: мама занимается домашними делами, пока малыш занят.
- В ходунках малышу интереснее чем в кроватке или манеже.
- Защищают малыша от опасных предметов, до которых он не может дотянуться.
- Малыш развивается, так как у него больше свободы перемещений
Почему ходунки вредны:
- Ходунки смещают центр тяжести ребенка вперед. Это плохо: дети после ходунков не могут найти равновесие.
- Ходунки не учат ходить. Ребенок начинает ходить позже.
- Возникают другие опасности: лестницы, ямы, бассейны. В колесо может попасть крупный предмет или ткань (например шторы), малыш может перевернуться.
- Риск травм: высокая скорость передвижения, малыш может сбить тяжелые предметы:
- Не развиваются навыки падения, удержания равновесия. Теряется навык ползания. Малыш не учится садиться и вставать самостоятельно.
- За счет постоянной поддержки нет тренировки: у ребенка снижается координация движений. Может повлиять на развитие.
- Дает нагрузку на позвоночник: риск искривления в будущем. Могут развиться заболевания опорно-двигательного аппарата.
- Ребенок не правильно ставит стопу: на носок или на бочок, а не на пятку. Может развиться вальгус стопы.
- При длительном использовании могут деформироваться суставы и позвонки.
Это важно!
При использовании более часа в день ходунки могут отрицательно влиять на опорно-двигательный аппарат ребенка.
При использовании более часа в день ходунки могут отрицательно влиять на опорно-двигательный аппарат ребенка.
Если вы все-таки решили приобрести ходунки — выбирайте правильно:
- Основание и сиденье устройства должны быть широкими, удобными, из крепкого материала.
- Глубина посадки ребенка в сиденье регулируется и подобрана по росту: малыш может сам присаживаться и вставать на ножки.
- Спинка сиденья мягкая.
- Колеса прочные, хорошо закреплены.
- Есть развивающие элементы на панели.
- В конструкции есть передний бампер и широкий столик. Это защитит малыша от столкновений.
Используйте правильно:
- проконсультируйтесь с педиатром перед использованием.
- малыш может быть в ходунках не более часа в день, вне зависимости от возраста.
- следите за безопасностью: используйте ходунки только в присутствии взрослых.
- сажайте малыша в ходунки только после того, как он научился сидеть, ползать, вставать и держатся за опору. Не ранее 9 месяцев.
- нельзя сажать ребенка в ходунки насильно. Возможно малышу в них не комфортно, но сказать об этом он не может. Ребенок также может просто бояться устройства.
- нельзя использовать если у ребенка заболевания опорно-двигательной системы.
- при постановке ребенка в ходунки используйте обувь, чтобы он правильно ставил стопу.
- стимулируйте навыки ползания.
Обязательны ли ходунки?
А вот регулярный массаж, зарядка и плавание укрепят позвоночник и суставы малыша. Это позволит ему пойти быстрее и расти здоровым
Не отказывайте ребенку в ползании, это важно для развития мышц спины и живота.
Это важно!
Вместо ходунков, рассмотрите вариант приобретения игрушек-каталак. Это игровой центр на колесах, имеющий ручку. Высота устройства 100-110 см. Ребенок держится за ручку игрушки и толкает ее. Может сам вставать и садиться.
Игрушки-каталки тренируют координацию движений и укрепляют мышцы малыша. Игровой центр на панели используется как развивающий элемент
Важно чтобы устройство имело фиксатор контроля скорости, чтобы ребенок не упал, толкая предмет.
Выводы
- Решение о том, использовать ли ходунки должны принимать только родители.
- В случае если Вы решили купить ходунки, используйте их правильно: не ранее 9 месяцев, не более часа в день, только под присмотром. Предварительно проконсультируйтесь с педиатром.
(
оценок; рейтинг статьи )
Особенности физического развития
Первым делом необходимо разобраться, какому возрасту, какой уровень физического развития соответствует, как происходят последовательные достижения малыша на пути к первой попытке встать во весь рост.
- В два-три месяца ребёнок начинает самостоятельно удерживать голову.
- В четыре-пять месяцев — малыш умеет переворачиваться со спины на живот и обратно.
- В пять месяцев — лежит на животе, поднимает верхнюю часть туловища, упираясь локтями в поверхность.
- В полгода совершает первые попытки сидеть самостоятельно.
- В семь месяцев уверенно сидит, начинает ползать.
- В восьмимесячном возрасте начинает стоять, держась за опору.
Что способствует своевременному развитию
Каждый ребёнок не похож на другого, все они индивидуальны. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш малыш не соответствует общепринятым нормам. Если карапуз развивается нормально, но, например, в 6 месяцев ещё не умеет сам сидеть – это не повод для волнений.
Существуют факторы, присутствие которых благоприятно влияет на своевременное развитие тех или иных двигательных навыков у малыша:
Важной составляющей является психологическое здоровье ребёнка, поэтому очень важно, чтоб у малыша не было стрессов, в том числе скандалов в семье, в присутствии крохи. Также необходимо ласковое общение с карапузом.
Общее физическое здоровье: отсутствие хронических заболеваний, серьёзных патологий.
Наличие примеров для подражания
Идеально, если у ребёнка есть старший брат или сестричка, особенно если разница в возрасте года два.
Очень важен темперамент малыша (активные детки быстрее учатся ходить), а также телосложение (у ребёнка нормального телосложения больше шансов первому научиться стоять, чем у упитанного малыша).
Когда ребенок начинает стоять на ножках?
Педиатры утверждают, что осознанно кроха начинает встать на ножки в возрасте 8-12 месяцев. Но все дети индивидуальные, и кто-то может подниматься в манеже раньше, а другому комфортнее лежать или передвигаться у мамы на ручках.
Зависит процесс от ряда факторов:
- генетики родителей;
- пола и телосложения;
- от темперамента;
- характера и любознательности ребенка.
С опорой
Согласно статистическим данным, первые попытки вставать на ноги малыш делает, начиная с восьми месяцев. Сначала кроха учится вставать на коленки возле опоры. Затем грудничок пытается приподнять одну ногу возле края манежа.
Поначалу крошке тяжело удержать равновесие и долго стоять, но спустя несколько дней навык доходит до автоматизма. При этом некоторые дети, научившись вставать на ноги, совсем не знают, как сесть, поэтому подолгу стоят и просто валятся в манеж от усталости
В таком случае важно научить ребенка, как правильно садиться из положения стоя. Малыш, научившийся вставать, будет тренировать навык постоянно, пробуя подняться на ножки, держась за любые поверхности
Главная задача родителей при этом – обеспечить безопасность младенца:
- закрыть острые углы мебели;
- следить за чистотой квартиры;
- вовремя убирать из видимости крохи колющие, режущие предметы и все опасные вещи (таблетки, батарейки, иголки);
- закрыть скотчем дверцы шкафов, чтобы младенец не защемил пальчик;
- убрать на верхние полки ценные вещи и технику.
Без опоры
От момента, когда кроха научился стоять, держась за опору, до времени, когда он стоит самостоятельно, обычно проходит 1,5-2 месяцев. Если, в среднем, попытки вставать происходят в период с 7 до 9 месяцев, то ближе к 11-12 месяцам крошка уже сам стоит и пытается совершать первые шаги.
Указанные нормы не относятся к недоношенным малышам, так как их физическое развитие происходит по отдельному графику. Кроме того, пухленькие дети чаще встают позже худощавых и резвых одногодок. Если в возрасте 12 месяцев малыш умеет переворачиваться, сидеть, активно ползать и вставать с опорой, то беспокоиться о самостоятельном вставании еще рано. Дети имеют индивидуальные сроки и темпы развития.
Ходунки и прыгунки
Различного рода прыгунки и ходунки не рекомендуется использовать детям. Как уже говорилось выше, ребенок должен самостоятельно научиться стоять и ходить, без поддержки взрослого. При помощи ходунков ребенок получает ту свободу передвижения, которою еще не способен достичь своими силами. Поэтому дети очень любят находиться в ходунках. Однако долгое пребывание в них не просто не рекомендуется, а запрещено!
Некоторые родители полагают, что чем раньше поставят ребенка в ходунки, тем скорее он научиться ходить самостоятельно. Но на деле происходит обратно. Часть веса ребенка удерживается самими ходунками, что дает мнимую уверенность того, что ребенок уже готов к ходьбе. Помимо этого, ходунки не развивают вестибулярный аппарат и не учат держать равновесие, без которого немыслима ходьба. В ходунках ребенок наклоняется вперед, чтобы оттолкнутся, но не падает, благодаря ходункам. При настоящей ходьбе, ребенок просто упадет, не получив привычной поддержки. Еще одна проблема, которая присуща ходункам – опора на стопу. Для полноценной ходьбы ребенок должен опираться всей ступней на поверхность. При использовании ходунков, малыш зачастую отталкивается лишь кончиками пальцев, так и не усваивая, как правильно нужно ставить ножку, чтобы не упасть.
Если подвести итог, то в качестве тренажера для ходьбы – ходунки полностью бесполезны. При этом они остаются довольно небезопасными: ребенок может перевернуться в них и получить травму. В качестве развлечения – ходунки можно использовать, но не более 40-50 минут в ДЕНЬ! Единственное преимущество, которым могут похвастаться ходунки – они позволяют отдохнуть рукам мамы.
Комаровский не рекомендует
Некоторые молодые мамы и папы учат ребенка ходить при помощи ходунков не задумываясь о том, как и когда можно ставить ребенка на ножки. Комаровский выступает категорически против таких тренировок ходунками. Аргумент простой и понятный: ребенок в физическом плане должен развиваться естественным путем. Во время пребывания в ходунках он не ощущает веса тела. Подобная тренировка приведет только к неправильному формированию мышечного тонуса, так как опорно-двигательный аппарат не чувствует свой вес. Но это еще не все недостатки, в ходунках у ребенка развивается привычка касаться пола пальчиками, потому что он не достает до пола ножкой. Из-за этого развивается гипертонус мышц, и, возможно, в будущем его придется отучать ставить ножку только на носочки.
Упражнения для стимулирования вставания
Существуют различные упражнения для укрепления мышц малыша, которые помогают ему удерживать вертикальное положение. С помощью этих упражнений несложно научить ребенка стоять без опоры:
- Если ребенок еще не стоит, то почувствовать опору в ногах ему может помочь фитбол. Нужно положить его животом на неплотно накачанный мяч, покачать так, чтобы ножки касались твердой поверхности и отталкивались от нее. Обязательно аккуратно придерживать малыша, чтобы он чувствовал поддержку маминых рук.
- Поднять любимую игрушку так, чтобы кроха мог дотянуться до нее, держась за прочную опору. Малыш начнет стремиться к ней, ища возможность подняться.
- Регулировать высоту опоры. Когда дитя уверенно научится стоять, опираясь на предмет на уровне пояса, нужно перемещать опору выше.
- Можно попробовать занять руки ребенка, стоящего у опоры, интересной игрушкой. Таким образом, он будет прислоняться к опоре не руками, а животом, а руки будут заняты.
- Чтобы ребенок научился садиться из положения стоя, рядом со стоящим малышом на пол кладется игрушка. Когда он проявит интерес к ней, нужно помочь аккуратно сесть рядом. Так он научится не падать, а мягко приземляться.
- Несколько игрушек кладутся на разной высоте. Так кроха будет стараться дотянуться то до одной, то до другой, тем самым освобождая то одну, то другую ручку.
- Пока малыш стоит у невысокой опоры, можно разложить несколько игрушек на полу. Крохе предлагается поднять их поочередно.
- Если положить незначительную преграду между правой или левой ногой крохи, чтобы они стояли не на одном уровне, то он научится держать равновесие и в таком положении. Это развивает чувство баланса.
Проводя такие упражнения регулярно, можно воочию убедиться, как это увлекательно и радостно, когда дети начинают стоять без опоры.
Как помочь ребёнку встать
В этом процессе родители выступают скорее наблюдателями, чем активными помощниками. Если сам малыш подтягивается и встаёт — значит, его мышцы уже готовы к этому процессу. Даже если он не достиг уже упомянутого восьмимесячного возраста, не стоит переживать
Не так уж важно, во сколько месяцев ребенок должен стоять на ножках с опорой. Если малыш встал, его уже не удастся заставить сидеть
Когда это произошло, можно просто стараться обезопасить его движения, чтобы неожиданная травма или испуг не отвратили малыша от дальнейших свершений.
Когда кроха уже встал, можно слегка поддержать его за предплечья, поскольку даже сформированная мускулатура еще слишком слаба для длительного стояния. Это также предупредит возможное падение малыша.
В момент первого вставания опора на ручки является более важной, потому что мышцы рук уже научились поддерживать верхнюю часть туловища и являются более тренированными, чем ножные мышцы. Поэтому обязательно нужен предмет, за который кроха может держаться, пока стоит
Сначала он крепко цепляется за него, не отпуская рук, но потом, осознавая свои силы, может начать исследовать пространство вокруг и перемещаться вдоль опоры маленькими шагами. Не следует препятствовать ему, но и не провоцировать ребенка сделать шаг тоже не стоит, если он к этому не готов.