Как помочь ребенку научиться ползать на четвереньках: советы и упражнения
Содержание:
Упражнения, выполняемые лежа на спине
Потягивания рук с фиксацией в согнутом положении (вверх, вниз в сторону). Возьмите руки ребенка в свои ладони, отведите их максимально вверх. Руки должны быть прямыми. До начала движения плечевого пояса по столу аккуратно потяните малыша за руки вверх, после чего через стороны верните руки в положение вдоль туловища. Согните же в локтевых суставах, легко прижимая кисти ребенка к его плечам.
Выполните такое же упражнение с потягиванием вниз и сгибанием рук в локтях (рис. 1).
Круговые движения руками. Возьмите руки ребенка в свои ладони и выполняйте круговые движения в плечевых суставах максимально широкими движениями. Сделайте 3-5 повторений (кругов) каждой рукой. Упражнение может выполняться симметрично (обе руки в верхнем и нижнем положении) или попеременно (одна рука находится в верхней точке движения, другая — в нижней) (рис. 2). Основное предназначение упражнения — развитие плечевых суставов (с точки зрения подвижности, растяжения и выносливости), дельтовидных и трапециевидных мышц.
Активное присаживание с работой бицепсами. Возьмите ребенка за кисти рук и, слегка поддерживая, побуждайте его присесть. Во время выполнения упражнения держите свои руки таким образом, чтобы руки малыша были согнуты — в это время активно работают двуглавые мышцы плеча (рис. 3). Упражнение направлено на развитие мышц плечевого пояса и рук.
Повороты прямых ног в стороны. Захватите голени ребенка так, чтобы ваши большие пальцы были на их задней стороне, а остальные обхватывали переднюю часть. Поднимите прямые ноги ребенка вверх и опустите их в сторону до касания со столом (с поворотом таза); поднимите снова вверх и опустите в исходное положение. Проделайте 3-4 раза в каждую сторону (рис. 4). Старайтесь, чтобы ноги ребенка не сгибались и не было поворота туловища на бок (поворачиваться должен только таз). Упражнение направлено на развитие мышц тазовой области, спины, живота и сгибателей бедра.
Приглашаем вас на занятия для мам и пап!
Как научить?
Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.
Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.
Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.
Медленное ползание
Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.
Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.
Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.
- Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
- Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
- Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.
Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.
Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Упражнения, выполняемые лежа на животе
Массаж спины выполняется так же, как описано выше, но больший упор делается на разминания мышц спины и ягодиц. Это позволяет до начала упражнений усилить кровообращение и привести мышцы в активное состояние.
Упражнения для развития опорной функции рук. В связи с тем что в возрасте 8-10 месяцев ребенок, как правило, начинает активно передвигаться в пространстве при помощи ползания, в комплекс включаются упражнения, способствующие развитию рук в положении ползания.
Из положения лежа на животе приподнимите нижнюю часть тела ребенка на своих руках, подхватив его под нижний край грудной клетки так, чтобы малыш опирался на руки. Медленно продвигайте корпус ребенка вперед, но по направлению к голове. Он начнет переставлять руки, передвигаясь на них вперед. Сделайте 4-5 шагов на руках (рис 8). Это упражнение нужно выполнять примерно до 8-8,5 месяцев, затем переходите к следующему упражнению.
Подъем из положения лежа на животе в положение сидя на коленях. Ребенок лежит на животе головой от вас. Возьмите кисти малыша в свои руки, расположив ладони вдоль его предплечий. Разведите его руки в стороны (примерно на 45°) и поднимите их до уровня ушей. Ребенок в ответ на ваше движение приподнимет голову и верхнюю часть туловища, упираясь ногами в ваш живот (рис 11).
1.3.
Это начальная лечебная позиция, используемая для ношения ребенка на данном этапе.
1. Высота удержания: подбородок взрослого на одном уровне с затылком ребенка.
2. Плотно прижимаем ребенка к себе, кладем валик под затылок и носим, отклоняясь назад. Наклон назад проверяем, смотря в зеркало, стоя в профиль. При отсутствии наклона упражнение не эффективно.
3. Толщину валика подбираем так, чтобы подбородок ребенка почти прижимался к груди.
4. 2 варианта поддержки ног у маленького ребенка – спереди за бедра и под бедра.
При возникновении трудностей в удержании ребенка (большие размеры и масса) и поддержании собственной позиции отклонения назад, можно использовать рюкзак для ношения ребенка «кенгуру».
При правильном ношении в позиции 1.3 поведение ребенка постепенно меняется: давление затылка на валик сменяется нейтральным положением, а затем и отрывом головы от валика с нарастанием времени самостоятельного удержания головы и увеличением амплитуды наклона головы вперед. Потребность в валике теряется. При попытке отклониться назад вместе с ребенком, голова назад не падает. После начала уверенного выполнения такие достижения дают возможность ввести в двигательный рацион дополнительные способы полезного ношения:
Способы взятия и ношения ребенка
https://youtube.com/watch?v=6-ATAlDOs4s
Когда дети начинают ползать
Ребенок начинает ползать поэтапно. Например, ползание на четвереньках ему становится доступным, когда он освоит навык передвижения на животе. В таблице приведены основные этапы навыка и приблизительные временные рамки.
Возраст | Навык |
---|---|
3 месяца | Ребенок лежа на животе пытается «грести» ручками и ножками. Может пытаться упираться головой, чтобы оттолкнуться с места. В этом возрасте малыш не начинает ползать, но уже может немного сдвигаться с места за счет активных движений конечностями |
4–5 месяца | Малыш приподнимается, упираясь сначала на локти, а потом и на ладони. В таком положении ребенок раскачивается вперед-назад. Некоторые дети уже ползают по-пластунски, отталкиваясь ногами, сложенными «по-лягушачьи» |
4–6 месяцев | Ребенок встает на четвереньки. Первое время он просто раскачивается и падает, затем предпринимает первые попытки поползти. |
Нельзя сказать, как правильно должен ползать ребенок, поскольку способы ползания бывают разные. У кого-то едва получается поползти по-пластунски, другим под силу сразу подняться на четвереньки.
Однако в норме грудничок должен преодолеть несколько этапов в освоении этого навыка. Чаще сначала ребенок ползает на животе, потом по-пластунски, а затем уже на четвереньках. Некоторым даже удается передвигаться на спине.
На животе
Это первый этап на пути к нормальному ползанию. Обычно дети начинают ползать по-пластунски в период с 5 до 7 месяцев. Однако некоторым активным деткам это удается с четырехмесячного возраста, когда они уже уверенно лежат на животике и держат головку.
Ползание на животе выглядит смешно. Движения не совершенны. Грудничок передвигается как гусеница, руки и ноги еще полностью не окрепли, чтобы помогать ими. Кроха быстро устает, поэтому добраться до цели ему еще не удается. Но то, что у него получается преодолеть хотя бы небольшую дистанцию, стимулирует на новые достижения в будущем.
По-пластунски
Такое передвижение уже больше напоминает ползание, нежели лежание на животе. Ребенок ползает по-пластунски, начиная с 6–8 месяцев, но некоторым удается это делать с пятимесячного возраста.
Этот вид ползания требует собранности и группирования мышц. Необходимо задействовать поочередно ручки и ножки. В 6 месяцев малыши ползают, полностью не разгибая и не сгибая конечности, но результат в продвижении вперед есть.
Когда дети начинают ползать, они могут передвигаться не только вперед, но и в бок и даже назад. Это нормально, малышу хочется попробовать свои силы в разных направлениях. Как ему будет удобнее и легче, так он и будет ползти.
На четвереньках
Это заключительный и самый тяжелый этап, когда для передвижения затрачивается максимальное количество энергии. Ребенку полезно ползать на четвереньках, потому что значительно укрепляются мышцы рук, плеч и ног, наращивается мускулатура. Чем больше кроха передвигается таким способом, тем быстрее он сядет и пойдет.
Польза ползания на четвереньках не только для костно-мышечного аппарата, но и для мозга. Грудничок учится балансировке и координации движений, благодаря чему развивается и укрепляется нервная система.
Дети начинают ползать на четвереньках в возрасте 7–9 месяцев. Большинство из них уже умеют сидеть, а другим ползание нужно, чтобы научиться это делать. По началу передвигаться на четвереньках крохе довольно сложно. Он будет пытаться удерживаться в таком положении, делать несколько шагов, раскачиваясь со стороны в сторону. Но когда руки и ноги окрепнут, малыш научится бегать быстрее, чем взрослые на своих двоих.
На спине
Нет правил о том, как ребенок должен ползать. Он это делает так, как умеет, осваивает новые способы по мере развития мышц и улучшения координации движений. Со временем навык совершенствуется.
Если ребенок ползает на спине, на попе, крутится вокруг своей оси, движется вбок или назад – это нормально. Значит так ему удобно. Переживать не стоит, а вот научить правильно ползти не помешает.
Девочки
Малышки более активные, поэтому могут развиваться быстрее. Однако успехи в ползании во многом зависят от физической подготовки. Девочки начинают ползать раньше мальчиков. Им это удается с 4–5 месяцев. Хотя уверенно и скоординировано они передвигаются к 7–8 месяцам.
Однако нормы не отличаются от возрастных рамок для мальчиков. Не нужно заставлять малышку ползти, если она еще не готова.
Недоношенные дети
Недоношенные малыши отстают в физическом и психологическом развитии от своих сверстников. Нормально, если они ползают в 9–10 месяцев.
Наиболее распространенные вопросы
Где лучше ползать: на полу, в кроватке или манеже?
Для начала – в кроватке, а по мере взросления малыша его нужно переместить на пол.
Надо ли специально учить ребенка ползать или он научится сам?
Зачастую младенцы сами осваивают этот процесс. Но чтобы ускорить обучение, родители должны ему помогать.
Какие тренажеры можно использовать для ползания?
Оптимальным вариантом будет тренажер «трек Домана», принцип которого описан в пункте о ползании с пеленок.
Почему малыш отказывается ползать?
Это может быть связано с его психологической или физиологической неподготовленностью, гипер- или гипотонусом мышц.
Передвижения ползком являются важным этапом в физическом развитии младенца. Чтобы ускорить этот процесс, с крохой нужно заниматься – и чем чаще, тем лучше.
Польза передвижения по-пластунски и на четвереньках
Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.
Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:
- ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
- идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
- развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
- повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
- развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.
Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.
Безопасность
Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам
Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов — все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка. Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж
Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж — отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет)
Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж — отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).
Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.
Мой ребенок – уникум?
Однозначно ответить на вопрос, в каком возрасте ребенок должен ползать, нельзя. Из-за индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья дети по-разному «созревают» до такого вида перемещения. В норме процесс ползания совпадает по времени с началом сидения малыша. То есть к полугоду у ребенка должны быть заложены навыки передвижения по-пластунски и на четвереньках.
Некоторые детишки уверенно садятся к 7 месяцам, а у кого-то уже после 5 месяцев достаточно укрепился позвоночный столб, и он готов сидеть и ползать. В обоих случая нельзя говорить про отставание или аномально ускоренный рост. Но если родителей тревожит этот факт, то всегда можно проконсультироваться с врачом.
Упражнения для ползания ребенка
Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.
Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй
Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки
Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.
Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
Задействуем вестибулярный аппарат
Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них
Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.